Почему Эльбрус настолько притягателен?

Latest Comments

Нет комментариев для просмотра.

Никто не станет спорить с тем, что эта гора и вправду наиболее притягательна для каждого восходителя. Эльбрус каждый раз меняется и потому он всегда бывает разным и от этого еще более желанным. Погода здесь настолько неустойчивая, что созерцание горы можно сравнить разве что с рассматриванием картинок в калейдоскопе. Только есть одно но… Этот калейдоскоп сугубо для взрослых, так как он и вправду большой, настоящий и к тому же крайне опасный. Но вместе с тем манит и манит…

Нельзя не сказать и про то, что Сам могущественный Эльбрус всегда создает некую иллюзию доступности. Кажется, он и вправду близко, стоит подать рукой. И при этом не нужна высокая альпинистская квалификация. Действительно очень многим удавалось покорить его вершину. И не все они были великими альпинистами. При этом на сам Эльбрус нет необходимости ехать очень долго. И стоит это не так дорого как, скажем, восхождение на Килиманджаро. Так с уверенностью можно сказать, что данная гора вполне реальная и по деньгам, и по силам. Стоит сказать, что Эльбрус если так можно выразиться действительно льстит самолюбию альпиниста. Если говорить про высоту вершин, то западная равна пяти тысячам шестистам сорока двум метрам, а восточная – пяти тысячам шестистам двадцати одному метру. И потому записать в свой список покоренных вершин было бы приятно каждому любителю гор. Стоит заметить, что эти вершины разделены некой седловиной. Ее же высота пять тысяч двести метров. Говоря о высотах и уровне сложности горы, складывается впечатление, что эта гора и вправду по силам всем желающим. Но не все так просто и красиво как может казаться. На самом деле и у Эльбруса есть свой черная статистика погибших. Так здесь ежегодно пропадают и погибают люди. А бывает, что и целые группы погибают. Так в плохую погоду эта гора может быть опасной и для опытных альпинистов. Так погода здесь вполне может меняться мгновенно и к тому же вполне непредсказуемо.

К самому могущественному Эльбрусу мы приняли решение поехать не как-нибудь, а на конях. Скажу, что и коням пришлось несладко. Хотя нельзя не отметить, что эти кони на самом деле отлично адаптированы под местные погоды и климат в целом. Но все же в горах конь выглядит также плохо как и сам человек. Так один из наших коней и вовсе упал на тропинке. Видно было, что ему очень плохо. Как оказалось, и у коней может случиться горная болезнь. Однако все же тогда получилось поднять коня с помощью побоев и он едва-едва спустился вниз.

Если говорить про горную болезнь, то важно заметить, что высота ее развития для каждого человека разная. И потому угадать когда и на какой высоте она может случиться действительно непросто. Так кому-то становится плохо от кислородной недостаточности уже на высоте две тысячи метров. А кто-то себя чувствует нормально на высоте четыре тысячи метров. Оказывается, в высотном альпинизме есть такое понятие как «летальная зона» или же «зона смерти». Так основными причинами гибели могут стать отек мозга и отек легких. И перед тем организм погибает, ему приходится испытывать различные ощущения. Самым приятным может быть некая эйфория и это далеко не у всех. Все остальные состояние довольно-таки мучительные. Среди них – сильная головная боль, кашель с кровью, кровотечения, нарушение сна и пищеварения.

Что же касается нас, то Эльбрус тогда встретил пронизывающим холодом, грозой, ливнем, градом. Притом град был не мелкий. Его величина равнялась крупному гороху. К счастью, тогда на нас были плащи и широкополые шляпы, которые хорошенько защищали лицо от синяков. Большая и теплая лошадь тогда нам тоже помогала. Еще каких-то пару часов светило солнышко, мы были в отличном настроении, рассказывали друг другу анекдоты и надеялись на лучшее. Сейчас же какой-то мрак. Лошади несутся как угорелые, слушать нас не хотят. А у нас в голове лишь мысль о том как бы не выпасти с седла.

По своей природе образования Эльбрус является потухшим вулканом. Даже сейчас будучи у его вершин можно прочувствовать этот запах. Притом важно заметить, что концентрация испарения может быть слишком высокой и даже представлять опасность для человека.

Однако самой главной опасностью на Эльбрусе является именно непогода. Так порой облака на пару с сильным ветром целиком покрывают гору и прозрачный воздух превращается в бушующий поток, который несется со скоростью нескольких десятков метров в секунду. Притом резко ограничивается видимость и исчезают напрочь какие-либо ориентиры. Так человек остается полностью во власти стихии. И с ней ему нужно будет бороться за жизнь. Стоит отметить, что на высоте организм каждого человек ослаблен по причине нарушения снабжения кислородом. И в результате любые движения человеку даются с трудом. И потому восходитель очень сильно замерзает. Вместе с тем нельзя не сказать, что нехватка кислорода плохо влияет на мозговую деятельность. В итоге критический подход к ситуации становится и вовсе непосильной задачей. Так очень легко может замерзнуть уставший и к тому же засыпающий человек. Мгновенно может стереться граница между реальностью и сном и прежде всего по причине недостатка кислорода. Страшно, что ни один сигнал организм не даст знать сознанию о том, что все это ведет человека к гибели. Таким образом, организм принимает все происходящее как единственно правильное решение. И потому человек полностью погружается в сон и зачастую это «вечный» сон. Таких случаев на самом деле немало. Так в две тысячи шестом году альпинисты из Москвы попытались взойти на гору. Температура воздуха тогда достигла отметки в пятьдесят градусов. В результате на верхней части горы замерзли одиннадцать из двенадцати альпинистов. Одному все же удалось выжить по той причине, что он почувствовал недомогание и начал спускаться раньше остальных. Такая случайность и спасла его от гибели. А вот изменить такую ситуацию попробовали два энтузиаста-любителя гор. Так они предложили построить приют в районе седловины Эльбруса. В таком случае у восходителей будут шансы выжить. Такой приют должен быть комфортным для людей и защищенным от ветра. Так восходители смогли бы пережить непогоду в таком месте. Такой проект, к счастью, был поддержан российской федерацией альпинизма. В итоге со временем хижина таки была построена. Но устояла она на своем месте недолго. То ли по причине непогоды, то ли по какой-то другой причине приют был разрушен.

Если говорить про первое в истории восхождение на Эльбрус, то стоит заметить, что случилось это событие еще в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Тогда командующим на кавказской линии был генерал Эммануэль. Тогда-то он и принял решение покорить Эльбрус. И причина тому была ясна – он хотел умиротворить оплот закубанских народов. Так эта гора вполне могла служить буфером между кабардинцами и закубанскими народами в руках русских. Так двадцать второго июля сам генерал вышел из лагеря с конвоем и смог дойти до высокого холма. Именно оттуда и открывался превосходный обзор самого красавца Эльбруса. И тогда он в который раз убедился в возможности покорения Эльбруса. Вернувшись в лагерь он тут же принялся формировать караван. Именно этот караван и должен был сопровождать ученых-натуралистов. Когда уже отряд смог достичь черных гор, то они не решились доверить свои жизни животным. Именно потому все вели лошадей в поводу. И только на второй день в полдень один из венгерских путешественников увидел в телескоп на покровах Эльбруса людей. И они пытались достичь вершины горы. Однако трое из них очень скоро пропали с поля зрения, а вот четвертый продолжал подниматься. И вскоре его фигуру можно было увидеть на самой макушке Эльбруса. Позже стало ясно, что это кабардинец Киляр. Этот момент был отмечен выстрелами. Интересно, что в память о своем восхождении он тогда принес красивый черный камень. Эммануэль дал приказ разбить его пополам. Одну отправили в Петербург, а вторая была вручена венгерскому ученому с целью хранения в национальном музее. В тот же день экспедиция спустилась в лагерь. В честь такого грандиозного события состоялся парадный обед. А вот Киляр тогда не остался без внимания. Ему вручили заслуженный приз. Как приказал генерал в память про это событие на скале вырезали текст.

Однако если говорить про первенство восхождения на гору Эльбрус, то все же первым был не Киляр. Так карачаевцы и балкарцы отлично знают такого восходителя как Джаччи Джаппуев. Так известно, что он поднялся на гору намного раньше, чем это сделала экспедиция Эммануэля. Конечно же, никто, собственно, и не делает попытку оспорить первенство восхождения на Эльбрус. Так есть вероятность того, что очень давно карачаевцы и балкарцы поднимались на гору так чисто со спортивного интереса. Еще один интересный факт. Русские этнографы утверждали про то, что корабль Ноя остановился непосредственно на горе Эльбрус, а не на Арарате. И потому пальму первенства восхождения на гору местное население уже давно отдало не кому-нибудь, а самому Ною.

Если хорошенько посмотреть на весь путь с вершины, то мысленно хочется прокрутить события прошедших дней на пути к нашему успеху. Так ежедневно ночи, холода, сильный ветер, ужаснейшая жижа, словно нервы натянутые страховочные веревки. Автомобиль все выше и выше устремлялся куда-то словно в облака. К нашей невероятной усталости добавлялась и нехватка кислорода. Сердце бешено бьется в груди и , кажется, вот-вот и выскочит из груди. И эти ощущения еще долго будут преследовать, притом чаще всего не будут давать покоя во сне. А порой думаешь, сон это или явь… Настолько это событие врезалось в память и осталось там, что порой действительно несложно перепутать явь и сон. Но главное, что тогда мы таки смогли сделать это, мы смогли покорить Эльбрус. Далее был спуск. Вначале предполагалось, что с вершины заберет вертолет. Однако по причине переноса сроков восхождения летчик не смог взять участие в этом важном событии. И потому мы приняли решение как можно скорее спуститься вниз своим ходом. В любом случае чем тратить время на роздумия, лучше поскорее спускаться. Все дальнейшие события развивались также очень быстро и стремительно. Так в начале октября част нашей группы опять попыталась подняться на вершину. Чтобы таки перезапустить перемерзший двигатель решили затащить на вершину автомобильный аккумулятор. Это было намного тяжелее, чем пудовая гиря. Скажу, что тогда и вправду все были на пределе – и наши нервы, и страховочные тросы. Так мы принимаем решение спускаться самостоятельно. Однако это намного сложнее, чем приехать сюда. А уж тем более, по календарю середина октября. Уже одиннадцатого октября как только немного приспустились, мы все вместе последний раз решили переночевать в машине…

А вот на следующий день наш шофер попытался сделать все возможное для того, чтобы машина таки поехала. Но, скорее всего, не выдержал трос и машина что называется покатилась вниз. Так авто вместе с тем забрало у нас надежду на успешное возвращение Когда обрывался трос, то в это время колеса находились на достаточно скользкой вулканической породе, а уже дальше начинался лед. Водитель делал все возможное для того, чтобы остановить автомобиль, но ничего тогда не помогло. Наверное, так должно было случиться. Однако водитель, к частью, таки успел выпрыгнуть с машины и таким образом уцелел. Сегодня же нам хватило шести часов, чтобы дойти пешком. А вот на автомобиле мы ехали примерно месяца полтора не меньше.

Произошли ли изменения с того времени? Скорее, да чем нет. И эти изменения в первую очередь касаются людей. А гора какой была такой и осталось. А что, собственно, с ней может случится? Солнце еще вот-вот и зайдет за горизонт. А значит, пришло время возвращаться. Сажу без преувеличения, что тогда у меня действительно не на шутку перехватило дыхание. Все позади. Все наши страхи, волнения, бессонные ночи – все это, к счастью, уже в прошлом. Самое главное во всей этой истории, что мы таки смогли возвратиться живыми.

Скажу, что не одна попытка подъема на гору заканчивалась самой настоящей трагедией или же просто неудачей. Примером можно назвать восхождение группы альпинистов в тысяча девятьсот сорок седьмом году. Интересно, что он тогда было посвящено революции. Тогда руководством республики было организовано восхождение, чтобы таки установить на вершине бюст Сталина, а также с вершины Эльбруса отправить некую радиограмму. Ее радист базы должен был отправить как поздравительную в российскую столицу. Так сам подъем на Эльбрус по плану должен был завершиться в три часа дня. Однако восходители попали в самый настоящий буран и по этой причине сбились с пути. И потому ей пришлось повернуть назад. Притом рация была потеряна, а тяжелый бюст тогда пришлось припрятать в скалах. А вот радист базы так и не смог дождаться радиограмму и потому принял решение все же отослать поздравление в российскую столицу. Однако установить бюст все же было необходимостью. И потому бюст таки был найден и установлен на вершине могущественной горы. Про это юбилейное, хоть и не очень-то удачное восхождение на Эльбрус в одной из газет рассказал участник второго подъема на гору.

Еще один восходитель рассказал о том как он решил таки взойти на гору.  Было это где-то в тысяча девятьсот девяносто четвертом году. И почему он таки решил пойти на такой подвиг сам затрудняется сказать. И не является человек сторонником вот таких одиночных путешествий. Скорее всего, причины были суто семейные, о которых сейчас вспоминать то и неохота. Хотя по происшествии времени вообще про это думал как о чем-то незначительном и нестоящем особого внимания. Однако могу с уверенностью сказать, что на тот момент мыслей про какие-то спортивные достижения у меня не было точно. Тому и быть – думал я – побуду наедине с горами. По крайней мере, пока это еще никому не мешало. Так наедине с природой у меня будет возможность подумать про вечное, о жизни. Кроме того, будет уникальная возможность посмотреть на Эльбрус в тишине, без никого. А это совершенно другие ощущения, другое мировосприятие. На то время у меня как-то будто случайно оказалась палатка. Помню, что тогда я ее делал сам. Тогда как-то больше сами делали, чем покупали. Подготовившись хорошенько я едва не в последний момент таки передумал идти в одиночку. Какой-то страх меня начал преодолевать. Мол, а вдруг не смогу, а вдруг нужна будет помощь, а рядом никого. В итоге я нашел хорошего туроператора и решил восходить с группой и гидом как положено. В нашу группу вошло семь человек. Скажу, что само восхождение мне тогда показалось более-менее доступным. К счастью, горная болезнь меня не коснулась, что не скажешь про других участников нашего похода. Но все же тогда подняться на вершину Эльбруса смогли все. И это была наша огромная победа!

TAGS

Comments are closed