Итак, встал тогда я примерно в пять часов утра и отправился на акклиматизацию. Скажу, что когда посмотрел вверх, то и вправду не смог поверить собственным глазам. Передо мной предстала необычная картина. Там, где еще вчера была совершенно пустая дорога сегодня как будто кто-то насыпал много черных камней. И это люди идут. Так в самом начале косой полки колонны то и дело сближаются и даже сливаются в одну-единую. А потом идут цепочкой друг за дружкой. Скажу, что и масштаб, и поведение тогда мне напомнили муравьев из муравейника.
Пока солнце еще не взошло, довольно-таки прохладно. К тому же за ночь смерзся снег. Идется отлично. Здесь и вправду очень важно соблюдать темп. А вот резкие движения и широкие шаги могут вызвать одышку. А вот если идти не спеша, то чувствуешь себя отлично. Отличный вариант в данном случае просто идти и при этом считать свои шаги. Скажем, делаешь тридцать шагов и отдыхаешь. Так не спеша дохожу к скалам Пастухова. Продвигаюсь дальше. Косая полка и действительно очень комфортная тропинка. По дороге решаю переброситься парой слов с теми, кого встречаю. Скажу, что как оказалось, больше половины из них совершенно не знают русский язык. А кто-то просто не может мне что-то ответить. И вот я не спеша подхожу к самой седловине. Начинаю думать про то когда же поворачивать назад. Тогда же подумал, что седловина только приближает меня к заветной цели – вершине. Всего каких-то два часа и я на вершине! Горизонтальная тропа меня вывела на более ровное футбольное поле. Вижу, что лежат рюкзаки и сидят люди. Далее более круто вверх идет тропа и огромная чреда восходителей. Снег здесь не таит, он какой-то рассыпчатый. При этом дует холодный ветер. Итак, решаю оставить свой рюкзак. При этом достаю фотоаппарат на ремне и пуховку. Делаю два глотка воды. Казалось бы, так мало, всего пара глотков. А они и вправду могут решить многие и дать много сил для дальнейшего восхождения. Итак, продолжаю идти вверх. Так делаю шаг за шагом в рыхлом снегу. Немного обгоняю впереди идущих. Вижу небольшие скалы. Поворачиваю за гребень и выполаживание. Далее идет довольно-таки широкая дорога утоптанного снега. Его ширина с автомобильный зимник по ровному предвершинному плато. А вот, собственно, и вершина, вершинка, высота которой равна восемь метров. Здесь очень много людей. Так кто-то заходит снизу, а кто-то решил свернуть назад.
Часы показывают одиннадцать утра. Я стою на вершине. Да, то, о чем я так долго мечтал, наконец-то осуществилось. Однако не могу сказать, что в эти моменты я чувствовал себя как-то особенно. Ничего особенного и из ряда вон выходящего не произошло. Просто еще одна цель достигнута. Скажу, что я к такому успеху был готов. Да и сама гора мне в этом помогла. Удобные снежные склоны, хорошая погода – все это благоприятно отразилось на моем успехе. Здесь и вправду очень и очень красиво. Повсюду окружает красота. Неимоверный контраст между размерами восходителя и окружающими горами, склонами, трещинами. Эти горы и вправду особенные. Они и величественные, и в то же время непоколебимые. На самом краю кратера отлично видно тропу, по которой то и дело шагает кто-то. Теперь же мне нужно идти вниз и только вниз. Стараюсь идти действительно быстро. Кажется, что сил на это не тратится вообще. Вот уже видно седловину. Тропа на косой полке раскисла напрочь. Теперь по ней есть такая возможность ехать вниз на ботинках. Так я снимаю кошки и еду. Все и вправду очень круто. То и дело притормаживаю, чтобы таки не разогнаться. Скорость не может не впечатлять. При этом временами таки останавливаюсь, чтобы подышать и немного передохнуть. Скажу, что нагрузка на ноги и вправду очень колоссальная. Она не меньше, чем при спуске на доске. Интересно, что некоторые энтузиасты предпочитают спускаться вниз параллельно тропе на лыжах. И я бы не против. Здешний снег предназначен только для катания. Единственное, что не впечатляет так это то, что доску необходимо тащить на себе. Зато потом будет такая возможность съехать с вершины.
Уже на Скалах Пастухова решаю отдохнуть на камне. На это же место вскоре спускается небольшая группа иностранных туристов. Они совещаются относительно того нужно ли сюда вызывать маршрутку, чтобы отправиться вниз. В итоге таки решили вызвать. И вот уже по раскисшему снегу вниз едет ратрак. Он то и дело поднимает целый фонтан смеси из снега и воды. А внизу же остается только твердый фирн.
Примерно в два часа дня я уже возвращаюсь в приют-11. На подъем тогда ушло примерно пять часов, даже чуть больше. А вот спуститься удалось за три часа. Теперь же над самим Эльбрусом можно увидеть небольшое облачко. Оно клубится и напоминает про непогоду. Интересно как же те люди, что шли мне навстречу в полдень и в час дня. Смогут ли повернуть обратно?
В пять часов вечера я лежу в палатке. Начинает идти град и при этом дует сильный ветер. Градинки то и дело отскакивают от самой палатки и от земли. Так град идет с полчасика. После этого на земле виден пятнадцатисантиметровый слой из града. А вечером снова облака и солнце золотит горы на гребне.
И еще немного технической информации. Принято считать, что на весь подъем, а также спуск уходит от десяти до двенадцати часов времени. У меня же это заняло чуть больше восьми часов. Многие участники различных коммерческих групп, которые вышли на маршрут не позже тех часов утра, спускались вместе со мной или даже чуть позже. По пути я порой обгонял стоящих или же тех, кто медленно шел. Когда спускаешься, то порой применяется бесполезная и даже мешающая страховка клиента. И причина на то понятна – полное отсутствие личных средств страховки. Так мне пришлось видеть как одного из участников спускали на спине четверо гидов. При этом сам участник то и дело махал рукой проходящим мимо людям. Почему он сам не мог спускаться мне непонятно. Скажу, что кушать во время восхождения совершенно не хочется. Так перед выходом для меня тогда вполне хватило съесть пару кусочков шоколада и выпить чашку чая. Так при интенсивной нагрузке еда совершенно не усваивается. А если будешь есть через силу, то вполне возможно все выйдет назад. Аппетит может появиться только через четыре-пять часов отдыха.
Что касается водных запасов, то их также требуется не так и много. Достаточно будет литры в день. Иногда вместо глиссирования участники восхождения принимают решение спускаться непосредственно что называется на пятой точке. Скажу, что данный способ лично я не пробовал. Для меня и глиссирование вполне удобно. Еще хочу сказать, что в том случае, если все же примете решение отправиться на Эльбрус, то будет удобным почитать различную литературу. Хочется также сказать, что мой шлем так и остался что называется не при делах. Он совершенно не был использован. Дело в том, что не было в нем никакой необходимости, поскольку камни сверху не летели и ледовых трещин как таких не наблюдалось.
Comments are closed