Мое восхождение на Эльбрус с севера. Часть пятая

Latest Comments

Нет комментариев для просмотра.

С этих мест вправо должна идти тропа на седловину. Едва начинаем обнаруживать занесенные ночным ветром следы. Где-то возле небольшого камня решаем сделать привал. Часы показывают двенадцать дня. Слегка не вписываемся в график, но все же это некритично.

Просто во время нашего привала начинает свирепствовать ветер и при этом сыпет снежная крупа. Решаем достать пуховки и свои тепленькие рукавички. Погода со временем все больше и больше портиться. А видимость и вовсе падает ниже некуда. Связываемся веревкой. И так решаем делать даже не столько по причине трещин сколько чтобы не потеряться во время непогоды. Вот она чрезмерно коварная погода на горе Эльбрус, которая ежегодно уносит человеческие жизни. Такое случается чаще всего с теми, кто чрезмерно безопасно относится к самой горе и ее обманчиво спокойной погоде. Так как был встречный ветер и к тому же непогода, видимость очень сильно падает и таким образом в какой-то момент исчезают следы. Идем по направлению того самого заветного флажка на экране нашего навигатора. При этом стараемся не очень-то набирать высоту. Если верить навигатору, то мы уже на необходимой нам высоте. Ветер навивает чувство тревоги и к тому же беспокойства. Повсюду совершенно белое пространство. Хотелось сделать немного фото, но что, собственно, снимать, если невидно ни верха ни даже низа. Как-то так совершенно нежданно-негаданно перед нами появляется табличка. Я спрашиваю у попутчика видит ли он то же самое или это, собственно, то, что принято называть галлюцинациями. В это же время вспоминаются слова спасателей, с которыми не так давно разговаривали. Может, это и есть тот самый новенький приют расположенный на седловине горы? И вот мы начинаем заходить. А внутри видно, что вовсю кипит работа. Двое работников сказали, что они планируют сегодня закончить все работы и гостеприимно приглашают нас на так называемую пробную ночевку. Это превосходный сюрприз, так как есть возможность в числе первых переночевать в новеньком лагере. Хотя видно, что работа у них еще что называется в разгаре.

При том вчетвером с нашими рюкзаками действительно тесновато. За камнем решаем установить палатку. Так несколько углов крепим на ледорубы, чтобы таки не снесло. Пока мы находимся внутри, это вряд ли произойдет, а вот пустую палатку очень быстро унесет. В самой палатке продолжаем сидеть что называется в полнейшей амуниции не разуваясь в пуховиках. Едва не каждые пять минут с палатки стряхиваем снег. Засыпает действительно с неимоверной скоростью. И все же тогда подумал про то, что горелка и вправду отличная вещица.

Та высота, о которой мы мечтали, таки набрана. А это пять тысяч триста восемь десять метров. Так как полдела сделали, теперь есть такая возможность немного расслабиться. Примерно с полчасика спим. А когда просыпаемся, то отправляемся на разведку в приют. Вскоре один из моих попутчиков возвращается весь засыпан снегом. Такое было ощущение, что он всю ночь ночевал на улице. Как выяснилось, метет и вправду не на шутку и потому мы принимаем решение перебраться внутрь палатки. Как-то и вправду глупо находиться в палатке, когда неподалеку новенький красивый приют. Нам примерно за три раза удается перетащить все вещи. В самом тамбуре мы снимаем кошки и принимаемся очищаться от снега. Внутри чувствуется запах герметика, и потому решаем немного приоткрыть дверь для вентиляции. Итак, начинаем продумывать все дальнейшие планы. Разумеется, сейчас речь не может идти про какое-либо послеобеденный подъем. И к тому же появляется вопрос как мы, собственно, вообще здесь сможем продержаться, если погода останется прежней. Свой запас продуктов мы оставили на скалах Ленца. А с собой в дорогу взяли исключительно на обед и ужин. И это можно назвать нашей первой серьезной тактической ошибкой. Ближе к вечеру  к нам зашел Артем. Мы у него поинтересовались в котором часу нам нужно будет выходить утром на вершину, чтобы оставалось время для спуска. Он сказал, что часиков так в шесть, не позже. Итак, идут приготовления ко сну на седловине одной из самых высоких гор Европы. Так мы надуваем коврики и расстилаем свои спальники. Главным достоинством хижины можно назвать защиту от ветра, а вот что касается температуры внутри, то она все равно такая же как и на улице. И потому мы быстренько надеваем на себя все теплые вещи. Спешим и забываем замерить пульс. В каком-то полудреме начинаем обсуждать что же будем делать в том случае, если к утру погода так и не улучшится. Продуктов же  нас осталось только лишь на завтрак. Застряли и вправду не на шутку. И говорили же нам ранее умные люди, мол, нечего делать вам на седловине, бессмысленный план.

И вот уже двенадцатый день как мы в горах. На четыре часа завели будильник. Погода в этот день была далеко не благоприятной. В голове то и дело роились какие-то страшные мысли про второй день на высоте пять тысяч метров. Свой будильник решаем перенести на пят часов. Однако и в пять часов за окном дует очень сильный ветер. Спустя час времени ничего не меняется. Лишь в семь утра стало намного легче. Выглянул на улицу, а там просто сказка – ясное синее небо, есть лишь снежные флажки на вершинах, в тех местах еще дует. Пришло время принимать решение – идти или же отказаться от затеи. В итоге таки решили отказаться от своей затеи, хотя до вершины оставалось идти всего несколько часов времени. Все же погода остается весьма непонятной. Хотя ветер и стих, но также может появиться в любую минуту. Мы думаем, что как бы там ни было, а Эльбрус никуда не убежит и мы всегда сможем вернуться и попробовать подняться по классическому маршруту. На улице очень холодно, но в этот раз мы забыли замерить температуру. Но, думаю, что было где-то в районе десяти градусов. И это если не учитывать ветер, который запросто может прибавить еще десять или даже двадцать градусов. Принимаемся собирать все свои самые необходимые вещи. На приюте же решаем оставить книгу про полярников. Есть надежда, что на и вправду станет талисманом для нового приюта. Неподалеку хижины решаем сфотографироваться с моим другом. Благодарим всех сотрудников приюта за действительно отличную работу. Хочется сказать слова благодарности всем, кто так или иначе участвовал в данном проекте. Сотни метров по плоскому, и вот мы уже на дороге, которая очень хорошо натоптана. Сейчас пришло время сменить планы и отправится на вершину. Вроде как и погода благоприятная и потому, кажется, что у нас есть все шансы для восхождения. Но мы на тот момент были настроены идти исключительно вниз. Можно с полной уверенностью сказать, что нам и так посчастливилось пройти отличный путь, а то, что не смогли покорить вершину… Так будет повод вернуться сюда снова и снова. И теперь нужно нам только вниз. Погода отличная, а вот настроение под вопросом. Можно ли считать, что этот выход успешным, если нам так и не удалось подняться на вершину, хотя и были рядом с ней? Все же уверен, что можно считать успешным. Так нам удалось посмотреть на невероятно красивое Приэльбрусье. Тем самым мы смогли дополнить свой высотный и альпинистский опыт, а еще одними из первых смоли переночевать в новеньком приюте. И теперь можно с чистой совестью спускаться по тропинке.

Как только закончилась известная Косая полка, мы увидели следы ратрака. И это высота пять тысяч метров. Просто фантастично! Коммерческий альпинизм набирает обороты. Внизу видно десятки будущих восходителей, которые мечтают подняться на вершину горы. Однако сейчас они то и дело снуют вдоль склонов, чтобы хоть немного акклиматизироваться. Заметно, что сейчас им непросто. Так мало кто из них улыбается. Кто бы что не говорил, а для таких восхождений требуется немало терпения. Слева и справа о следов ратрака можно увидеть множество палаток восходителей с юга, а также различные стихийно выросшие приюты. Там есть возможность ночевать всем тем, у кого нет желания жить в палатке. Уже последний километр тропы нам приходится идти по колено в снегу. При том это не обычный снег, а снег вперемешку с водой. Таки прошлой ночью снегопад постарался хорошенько. И несмотря на снег и высоту очень жарко. Идем с своих высотных ботинках с большими рюкзаками словно верблюды в пустыне. Не доходя до Бочек метров сто мы едва не оказываемся в трещинах. Да уж, Эльбрус любит шокировать.

Скажу без какого-либо преувеличения, что и вправду очень хотелось спуститься в Азау, так как я здесь е был целых семь лет. Конечно же, я не надеялся на чудеса, но думал, может, таки все изменилось. И все-таки изменилось. Так параллельно старой канатной дороге стоят опоры. В наш день работала только старая канатная дорога. Интересно, что работают они поочередно, так день работает одна, а день вторая. Скажу, что с появлением новой канатной дороги все сюрпризы, собственно, и закончились. Внизу ждал тот же мусор. А еще не было регулярного транспорта к МинВодам.

И еще пара слов от моего верного попутчика. Так когда мы смогли согласовать сроки и таки решение было принято, меня по большому счету волновало только одно – хватит ли, собственно, здоровья. Тем более, что я понимал, что нормально подготовиться с моим графиком я так и не смогу. На высоте более четырех тысяч метров я так и не был, а в моих планах кроме восхождения была ночевка на седловине Эльбруса. И это высота пять тысяч триста метров. Разумеется, было немного боязно, так как это Кавказ, а там часто неспокойная обстановка. Хочу сказать, что по 2-му пункту мои сомнения сразу же были развеяны. И это было в первый день нашего похода, когда мы отправились к минеральным источникам.

Если же говорить про мою физическую форму, а также акклиматизацию, то с каждым новым днем становилось се больше уверенности, что все запланированное сможем осилить. Со временем набирал высоту и при том не чувствовал какую-то бешеную усталость. И это несмотря на то, что каждой ночью у меня болела голова и приходилось даже пить таблетки. Но это вполне нормально. Лично для меня головная боль является вполне нормальным явлением. При этом это можно сказать не влияло на мой аппетит. Скажу, что во время похода у меня пульс был в азы выше, чем у моего попутчика. В самом начале меня это и вправду беспокоило. А утром и вечером у меня было некое состязание, в котором я всегда проигрывал. По происшествии трех долгих дней мы таки смогли подняться к подножию Эльбруса в лагерь на высоту три тысячи семьсот метров. В лагере мы прожили четыре дня и смогли сходить на акклиматизацию на четыре тысячи восемьсот метров. Тогда я был совершенно уверен в том, что стандартный план мы смогли выполнить. Однако тогда у нас были иные цели и задачи. Как только погода улучшилась, мы смогли затянуть свои рюкзаки на ночевку. А это уже высота четыре тысячи восемьсот метров. Оттуда я сразу же спустился ниже пятидесяти метров с целью заброски. А уже на обратном пути начал понимать, что завтра нужно будет отлично поработать. Итак, не стану что называется вдаваться в подробности и скажу, что уже на следующий день со своими огромными рюкзаками мы оказались на высоте пять тысяч триста метров. Ее мы и вправду чрезмерно опасались и как позже выяснилось таки не зря. Так плохая погода нас застала что называется в самом неподходящем месте. И действительно на седловине неимоверно дует. И это притом, что сейчас лето. С полчаса мы тогда просидели в палатке.

Которую наспех поставили и нас занесло снегом наполовину. Тогда, собственно и пришло понимание того, что на этот раз на вершину попасть мы таки не сможем. При том нас тогда одолела усталость и сказывалась высота. Стало понятно, что вершина сейчас не для нас уж точно. И уже на следующее утро как только появилось небольшое окошко хорошей погоды, мы принялись спускаться и уже ближе к обеду смогли вдосталь полюбоваться красотой кавказских гор с юга. Если говорить в целом, то могу с уверенностью сказать, что мне и вправду понравилось. Сам поход был весьма комфортным. Мы пили много минеральной воды, а еще ночевали на так называемой райской поляне, и много спали пока солнце нас не выгнало из палатки. Благодаря запасу дней была возможность хорошенько акклиматизироваться, и это не взирая на внушительный вес рюкзака. Разумеется, стопроцентно выполнить весь план нам тогда не позволила погода. Хотя, может, если бы мы не проводили столько времени на высоте три тысячи семьсот метров, возможно, у нас и был бы шанс подняться на вершину. И даже с той незначительной подготовкой, которая у нас тогда была. Что касается снаряжения, то с полной уверенностью могу сказать, что тогда не хватало кроссовок, в которых было бы возможным комфортно добраться до высоты три тысячи семьсот метров. И пусть даже наш план выполнен наполовину, с уверенностью могу сказать, что поход был успешным. Все же мы смогли посмотреть как южное, так и северное Приэльбрусье. А это для меня всегда самое важное. А в итоге получится гора или нет никаких гарантий никто не может дать. А вот что касается подготовки в виде просто здорового образа жизни, то она уж точно недостаточная. Если говорить о правильной тренировке, то она должна быть не менее трех раз в неделю за полгода до старта маршрута. Скажу, что на высотах более четырех тысяч метров мне и вправду было непросто. Хотя все же нельзя не сказать про значение этих огромных рюкзаков. Уверен, что если бы их не было, то нам бы шлось намного легче. Раза в два легче было бы наверняка. Не могу не сказать и про то, что когда выходили на седловину Эльбруса, то совершили одну ошибку. Тогда мы взяли продукты питания и газ всего-то на один день. А еще немало нервов нам тогда что называется потрепала пурга. Тогда мы пребывали на высоте пять тысяч триста восемьдесят метров. Здорово, что ближе к утру погода таки улучшилась и гора нас отпустила. И правду говорят про то, что горы не прощают. Но все же порой таки дают шанс.

TAGS

Comments are closed