На третий день по плану был поход в сторону водопада с удивительным названием Девичьи Косы, а также к обсерватории «Пик Терскол». То есть всего нужно было идти не выше отметки три тысячи метров. Как только мы утром проснулись и выглянули со своих домиков, то впервые за все время смогли оценить окружающую нас красоту. На все это с удовольствием можно было смотреть просто на территории базы. С берега речки с удивительным названием Баксан открывался превосходный вид на неприступные заснеженные пики. Что касается дороги, то она и вправду была очень приятной. Хоть с непривычки немного тяжело, но все же терпимо. В самом начале был небольшой серпантин среди полянок и сосновых рощ. Чуть выше деревья исчезают и дорога ведет по безлесным склонам. Повсюду просто завораживающий вид гор. Уже через несколько часов мы смогли дойти до водопада с необычайно чистой водой. Заполняем свои фляги, фотографируемся и отдыхаем. После водопада примерно с час еще шли вверх. И теперь уже в сторону обсерватории. По дороге открывались превосходные виды на красавец Эльбрус. И это на фоне каменистых пляжей.
Утро и вправду было каким-то пасмурным и от того настроение становилось только хуже и хуже. К тому же завывал ветер и постоянно моросил дождик. Совершенно не было желания вылезать со своей палатки. Но все же пришлось это сделать. И не только вылезать. Еще нужно было быстренько развести костер на ветру. А это как известно делается не так и просто. Итак, готовим таким образом завтрак и собираемся в дорогу. Спуск дается быстрее, но все еще непросто, так как болят колени.
На пятый день по плану было восхождение. Итак, мы хорошенько отсыпаемся и завтракаем на базе. Затем отправляемся на второй выход на Чегет. Эта гора является еще одной вершиной Приэльбрусья. На нее можно подняться и спуститься в режиме однодневной прогулки. А окружает нас как обычно красота природы. Она здесь практически везде. С дороги слева можно увидеть ледник, который сполз с Донгузоруна. Данное ущелье является пограничной зоной с Грузией. Об этом предупреждают таблички, которые иногда можно встретить по дороге.
Примерно через полтора часа нам удается дойти к станции Чегет-2, а также кафе. Через некоторое время мы зашли в одно небольшое кафе. Здесь мы попробовали очень вкусные блюда. Вкуснее их я никогда ничего не пробовал. Именно в это время начинает существенно портиться погода. Так мы видим, что на Чегет садиться облако и мы становимся нерешительными относительно нашего дальнейшего похода.
Подъем вверх и вправду был очень утомительным. Это некая разминка перед Эльбрусом. Итак, мы ждем непродолжительное время и принимаем решение не подниматься высоко, а попробовать подняться на несколько десятков метров. Таким образом, лагерь можно поставить чуть выше станции. Пока ставим лагерь, погода начинает проясняться. Часть группы остается в лагере. Мы же продолжаем идти вверх в сторону станции «Чегет-3». Это на высоте три тысячи метров. Затем мы спускаемся в лагерь. Ночевка у нас была на высоте две тысячи восемьсот метров. На вершину приняли решение отправиться утром.
Будильник прозвенел в половине шестого утра. Все тогда еще спали. Из палатки вылезать и вправду было холодно. Ночью температура опускается до пяти градусов. Зато в качестве компенсации за холод и столь ранний подъем мне были подготовлены действительно шикарные виды. Это было то, ради чего я и ставил будильник на такое время. Слева виден был Эльбрус, который постепенно розовел в лучах восходящего солнца. А справа – заливаемое золотыми лучами ущелье Азау. Через час начали просыпаться все остальные. Итак, завтракаем и налегке отправляемся в сторону вершины. Погода просто отличная. По сторонам хорошо видно всю окружающую нас красоту. На самом деле налегке идти несложно. В общем бодро скачем по камням и то и дело фотографируемся. Высота пика Чегет равна трем тысячам семистам шестидесяти девяти метрам. Однако, чтобы дойти до самого его верха необходимо иметь навыки в альпинизме. А наша группа ими совершенно не обладала. Именно потому многие группы нашего уровня водят к некой промежуточной точке. И это также своего рода такая вершина. На высоту примерно три тысячи четыреста метров. Этим мы, собственно, тогда и ограничились.
Когда мы спустились в сторону лагеря, то обнаружили, что одну из наших палаток сдуло шквалистым ветром с небольшой террасы, где мы, собственно, разбили наш лагерь. В ней лежали наши вещи. Она чудом осталась висеть над крутым склоном. Еще бы немножко и остаток дня нам пришлось бы провести собирая свои вещи на склонах Чегета. Итак, занимаемся приготовлением обеда, собираем свои вещи и спускаемся на базу. Вечером же все заказываем баню и позволяем себе некоторые алкогольные излишества. Так как в самом начале программа шла немного не по намеченному плану, то в запасе у нас остались лишние дни. Таким образом, весь следующий день у нас был разгрузочным.
И вот уже седьмой день как мы в горах. На этот день нас ожидал выход на поляну нарзанов, а также подбор снаряжения. Позже стало понятно, что этот день безделья и вправду для нас был неправильным и позже едва не обернулся настоящим провалом всего восхождения. Однако про это позже. Днем гиды нас повели на Поляну нарзанов. Итак шли мы по грунтовке и собирали грибы. Примерно через сорок минут мы таки смогли выйти к тем самым нарзанам.
Какими бы не были нарзаны, но природной красоты здесь и вправду очень мало. Скажем так, запахи есть, но не очень-то приятные. Всего на поляне имеется несколько источников. Некоторые из них выведены наружу через трубы. А некоторые просто текут из земли. Вода с разных скважин имеет разный вкус и, собственно, разный запах. И потому как говорится есть такая возможность выбирать на свой вкус и цвет. Здесь же на поляне некоторые местные бабушки продают те, чем как говорится богаты – мед, варенье из шишек, пряности и многое другое. Как только прогулялись, отправились в сторону базы проката, чтобы подобрать необходимое снаряжение. Итак, на обратном пути мы зашли в прокат.
Сложнее всего нам пришлось с ботинками. Стоит отметить, что выбор размеров в прокате и вправду очень хороший. И даже если будет такая ситуация, что не окажется в данный момент вашего размера, это не будет считаться проблемой. Так совсем рядом есть еще несколько пунктов проката. Совершенно иное дело, если вам ранее не приходилось ходить в пластике или же и вовсе впервые в своей жизни узнали про то, что существуют такие ботинки. В таком случае примерка будет непростым делом. Кроме того, форма стопы у всех разная. И потому есть свои особенности и нюансы подбора размера, а также правильной шнуровки. То же самое вам смогут рассказать и в пункте проката плюс непременно помогут гиды. Дело в том, что там на вершине каждая мелочь может в итоге привести к тому, что вы не только не сможете взойти на вершину, а даже станете настоящей проблемой для всей вашей группы. И даже когда спуститесь вниз, то придется еще долго так сказать зализывать раны. Это будут различные гематомы, ссадины, ранки и тому подобное. И потому к подбору обуви и вправду необходимо подходить со всей серьезностью. Не стесняйтесь обращать свое внимание даже на самые незначительные детали, которые доставляют дискомфорт и задавать гидам вопросы.
А вот что касается кошек и ледорубов, то здесь все намного проще. Так ледоруб вам непременно выдадут подлиннее в том случае, если вы высокого роста и покороче, если у вас высокий рост.
Когда же выйдете на ледник, то непременно постарайтесь потренироваться зарубиться на более-менее безопасном участке. Прежде всего, это действительно очень весело. А еще это сможет вам спасти жизнь. Так на крутом ледяном склоне кроме ледоруба остановиться вам ничего не поможет в том случае, если вы оступитесь, либо просто потеряете равновесие. И результатом таких вот катаний может быть даже падение в одну из трещин ледника. Очень важны в этом деле и кошки. Без них не обойдется ни один восходитель. Можете не волноваться. Их вам непременно подгонят в прокате под ваши ботинки. Надевать, а также снимать их вы быстро научитесь. Правильно в них ходить также в некотором роде наука. Про все это при желании можно будет почитать в сети.
Что касается восьмого дня, то нам пришлось идти с поляны Чегет в сторону приюта «Мария». Утром по традиции готовили завтрак и собирали рюкзаки. Это и вправду очень и очень волнительно для каждого из нас. Все заметно нервничают. И понятно почему, ведь не каждый день приходиться собирать рюкзаки, в которые нужно класть так много всего. При том большая часть этих вещей не используется в повседневной жизни. А с некоторыми и вовсе имеешь дело впервые в жизни. Ближе к полудню на базу за нами заехал микроавтобус. Туда мы загрузились всей командой. Так с рюкзаками и снаряжением отправились на поляну с удивительным поэтическим названием Азау.
Уже оттуда есть такая возможность подняться вверх по новой канатной дороге гондольного типа. Вначале в сторону станции «Кругозор». Это на высоту три тысячи метров, а потом уже к станции «Мир» на высоту три тысячи пятьсот метров. Можно и на старой. Она будет стоить, конечно же, в разы дешевле. Так на старой вам придется ехать в таком себе ретро трамвайчике. А вот на модной в новом современном вагончике. Но в общем-то это как говорится сути дела ни коим образом не меняет. От самой станции «Мир» далее вверх идет так называемая кресельная дорога к станции «Гарабаши». И это уже высота три тысячи семьсот восемьдесят метров. Когда мы приехали, то она не работала. Гора же вся была разрыта бульдозерами, а также экскаваторами. Повсюду куда только не посмотришь, везде кипит самая настоящая стройка. Так сроились лыжные трассы и новая очередь канатной дороги. Согласно планам она со временем должна заменить старую кресельную дорогу. При этом будет поднимать еще выше. И так до высоты три тысячи восемьсот пятьдесят метров. Пуск ее намечался на зимнее время. В общем как только приехали на станцию, то поняли, что кресельная дорога, к сожалению, таки не работает. А возле станции нам разные водители грузовиков предлагали помочь преодолеть данный участок. И при том просили не такие заоблачные деньги. Так как делать в общем-то было нечего, решили воспользоваться таким предложением. Все дело в том, что с собой у нас тогда и вправду было немало вещей и так сильно хотелось облегчить себе жизнь. Так до Гарабаши мы смогли доехать на грузовике. А дальше уже пошли не торопясь своим ходом. По дороге мы впервые попробовали ходить по льду в кошках. Настроение у всех было превосходное и погода тоже. Минут через сорок все мы были возле приюта. Еще немного поднялись и остановились в приюте «Мария». Стоит заметить, что весь комплекс приютов, которые находятся возле приюта-11 условно можно так и называть. И тогда все будет понятно о чем идет речь. В действительности приют сгорел еще в 1998 году. На данный момент его восстанавливали, а неподалеку функционировали и другие приюты. Одним из таких приютов и является приют «Мария». Если верить интернетовским данным, то данный приют можно считать самым высоким на всем Кавказе. Так его высота равна четырем тысячам ста пятидесяти метрам. Там есть электричество от генератора и газ. Что касается газа, то он вполне может внезапно закончиться. А вот новый могут вовремя не привезти. И потому к этому нужно быть хоть немного готовым. Что касается электричества, то его включают в темное время суток и то при такой необходимости. Это я смог проверить на себе лично. В общем-то можно сказать, что вполне нормальная такая хибарка. Находятся здесь такие себе лежаки с матрасами и подушками. Есть и отдельная кухонька. А вот вокруг действительно что называется превосходные. Не знаю как зимой, а осенью здесь ночевать вполне нормально. Стоимость койко-места здесь вполне приемлемая. Как только все заселились, тотчас отправились отдыхать.
В эту же ночь нам нужно было попробовать подняться на вершину. Многие из нас чувствовали себя вполне неплохо. Исключением была небольшая головная боль. Все же высота четыре тысячи сто пятьдесят метров. И это высота совершенно немаленькая. Я вспоминал свое восхождение на гору Килиманджаро и таки решил не дожидаться прихода той самой опасной горной болезни. Потому как только поднялся на высоту четыре тысячи метров, сразу же выпил таблетку аспирина. Потом еще выпил перед сном. Вечер на такой высоте всем нам подарил шикарнейшие виды и великолепный незабываемый закат.
На девятый день у нас была если так можно сказать первая попытка подняться на гору. Итак, середина ночи, а значит, пришло время выходить. Будильник прозвонил в час ночи. Темно и холодно. Просыпаемся и в свете фонарей принимаемся готовить завтрак. Параллельно собираемся. Суетливо было все и как-то очень нервно. Так то и дело думали что куда положить, не забыли ли чего-то. Это и вправду очень и очень ответственное мероприятие. Так какая-то незначительная упущенная деталь может на вершине создать проблему. И это вплоть до невозможности продолжать подъем и необходимости срочно спускаться. Мы собираемся в темноте и потихоньку начинаем спускаться. Часы показывают два часа ночи. Спокойно и при этом неторопливо пробуем продвигаться вверх в свете фонарей. Кошки со звонким хрустом то и дело впиваются в лед. Тьма самая настоящая и при этом мороз. Погоду действительно можно назвать идеальной. Несколько раз мимо нас что называется пролетели ратраки. Они везли в сторону скал Пастухова всех тех, кто принял решение сэкономить время, а также силы для восхождения.
Первое время идем более-менее спокойно. Немного растянулись и каждый в своем темпе. Начинает понемногу светлеть. Повсюду красота что называется неописуемая. Несколько раз решаем сделать привалы. Ближе к рассвету доходим до нижней границе скал Пастухова. И это высота четыре тысячи шестьсот метров. Ждем всех, кто в хвосте группы. При этом то и дело смотрим на часы. Идем не слишком быстро. Однако пока все еще в бодром настроении, что не может нас не радовать. Когда мы подходили к верхней станции скал Пастухова у меня сложилось такое впечатление, что мы идем довольно-таки медленно, чтобы более-менее нормально подняться и спуститься пока еще светло. Еще больше сомнений из-за того, что очень сильно растянулась вся наша группа. До вершины тогда оставалось примерно восемьсот метров. Так расстояние между отстающим и вышедшим вперед составляло примерно тридцать-сорок минут. Таким образом, для того, чтобы продолжать идти вместе первому нужно было минут двадцать ждать. Таким образом все смогли бы сравняться и не было бы каких-то проблем. Было понятно, что чем выше поднимаемся, тем больше нарастает этот разрыв. А вот слишком долг ждать – реально проблема. Прежде всего, это сбивает с темпа. Так если расслабляешься больше, ем нужно, то обратно набирать темп действительно непросто. К тому же сидеть без движения и вправду очень и очень холодно.
Как только мы отдохнули на верхней границе «Пастухова» ( это самая высокая точка до куда есть возможность доехать на ратраке), продолжаем идти дальше. Данный участок всем нам казался весьма тяжелым. Еще примерно двести метров вверх к началу Косой Полки. И вправду сложно объяснить почему именно этот участок нам всем показался таким тяжелым. Скорее всего, причина в плохой акклиматизации. Хотя вместе с тем стоит сказать, что в предыдущие дни у нас таки были акклиматизационные выходы. И все же не так давно мы провели время на высоте две тысячи метров, а теперь поднимаемся к отметке пять тысяч метров. К тому же дает про себя знать монотонность и крутость данного участка. И опять-таки все мы растянулись по склону. Так если прежде я делал по двадцать-тридцать шагов и останавливался, то теперь более двадцати шагов я не в силах был делать. А вот голова тогда не болела таки благодаря чудодейственной таблетке – аспирину. А вот воздуха не хватало просто катастрофически.
Comments are closed