Весь новый день мы посвятили отдыху. Так мы то и делали, что спали и фотографировали всю окружающую нас красоту. А еще пили чай и много говорили про жизнь. Кто-то читал книги. В общем хоть и без движения, но скучать не приходилось. У меня тоже с собой была книга, но я ее прочитал еще в поезде. И теперь одному мне было немного скучно и от того немного грустно. Так я просто сидел и смотрел вдаль. А что и это неплохое занятие при том, что понимаешь, не нужно куда-то спешить и особо напрягаться. Скажу, что именно в горах очень хорошо думается. Это те места, где ты можешь и вправду много и долго думать про что угодно. Что касается погоды, то дождя в то время не было, но был густой туман. А людей тогда на морене и вправду было немерено. Так одни спускались с действительно счастливыми лицами от того, что смогли покорить гору и взойти на вершину. А другие шли с менее счастливыми лицами, так как им не удалось подняться на самый верх могущественного Эльбруса. Скажу, что на то время меня горная болезнь особо не беспокоила. И это, конечно же, не могло не радовать. У всех горняшка может проявляться совершенно по-разному. И это совершенно не зависит от каких-либо физических данных человека. Так плохо может стать как крепкому здоровому мужчине, так и хрупкой девушке. И это прежде всего может произойти по причине неправильной акклиматизации. Однако у нас в этом плане все было хорошо. И прежде всего это благодаря нашим гидам, которые со всем знанием дела подошли к вопросу акклиматизации. Так дня два мы тогда просидели на морене и уже на следующий день отправились наверх. И в этот раз мы шли к скалам Ленца. Все было точно также как и в прошлый раз. Мы взяли необходимые вещи и отправились в дорогу. Тогда мы шли в небольшой связке по три человека. Это на то время было необязательно. Однако была такая необходимость привыкнуть к штурму и вместе с тем выработать общий приемлемый для всех темп. Вот так мы и продолжали восхождение. Нам в этот нам были нужны кошки и ледорубы. Хотя, возможно, мы могли бы обойтись и одними треккинговыми палками. Как только мы смогли дойти к первому кресту, то там оставили свои вещи. Идти с таким немаленьким грузом и вправду было нелегко, но вместе с тем терпимо.
Так место под стоянку у нас было. И вправду могу порекомендовать это место. Там было достаточно воды. При том нам даже не нужно было топить снег. Всего лишь утром немножко расчистили лунку от снега и все. Потом к нам частенько спускались за водой все те, кто встал немного выше. Но это было потом, а до этого времени нужно было спускаться обратно на морену. Была ночевка и потом обратно нужно было подниматься со всеми остальными вещами. Что касается спуска, то он был раз в пять быстрее, чем подъем. И каждый раз, когда я смотрел наверх, то и вправду удивлялся тому как мы могли подняться на такую высоту. Снизу эта высота казалась нереальной. А потом уже думал про то неужели завтра придется подниматься на такую высоту. Итак настал следующий день и мы таки не спеша полезли к самим скалам Ленца. Интересно, что скалы так называются не просто так. Они называются именем известного ученого. Именно этот ученый принимал участие в самой первой экспедиции на Эльбрус, которая была организована в 1829 году. Я даже читал о том, что сам Ленца не смог преодолеть последние сотни метров. А те горы, возле которых он наблюдал за восхождением друзей, так и остались на карте Кавказа. Многие, кто никогда не пробовал взойти на гору удивляются когда слышат, что кто-то не смог преодолеть несколько сотен метров. Такие люди и представить себе не могут насколько сложно дается каждый новый шаг восходителю. Это не то же самое как ты из дома идешь в магазин. Иногда просто хотелось посмотреть как поднимаются друзья. Но все же такие желания приходилось в себе подавлять и подниматься.
И вот наконец мы таки смогли дойти. Ставим свой лагерь, готовим еду и принимаемся обсуждать предстоящий штурм. Скажу, что долго на скалах посидеть так и не получится. Вокруг немало снега, ночью идет снег и к тому же низкая температура воздуха. Организм совсем не отдыхает, а наоборот, тратит свои ресурсы. И потом подъем на гору планируем не этой, а следующей ночью. Конечно же, при условии, что нам это сделать разрешит погода. Тогда мы отдыхали весь день. Наверху погода была просто исключительная. Солнышко слепило и то и дело отражалось от белого снега. Мы намазались солнцезащитным кремом и при этом все время пили чай. И не по той причине, что хотелось пить. Просто нечего было делать.
Выходить приняли решение в полночь, не раньше. Итак, мы отправились штурмовать вершину. И опять в двух связках по три человека. По твердому насту шлось нам вполне легко. Нам удалось войти в ритм и потому мы поднимались все выше и выше. Примерно через два часа уже груз давал о себе знать. Очень скоро закончился наст и начал идти рыхлый снежок. Время от времени ноги то и дело проваливались по колено и даже глубже. Начало сбиваться дыхание. А вот восстановить его на такой высоте действительно непросто. И это действительно отбирало наши силы. А позже со мной и вовсе начинало творится что-то неладное. Так я каждый раз шел и намечал дорогу. Мол, сейчас дойду до того камня, а потом дойду еще до чего-то. А потом и вовсе мне начало казаться, что скала справа то ли идет со мной, то ли я стою на месте без какого-либо движения. И это очень расстраивало. Так, казалось, ты уже практически дошел. Ан-нет, еще идти и идти.
Тогда, помню, я про многое думал. И вот так за разными роздумиями незаметно вышел в седловину. Действительно неожиданно и вместе с тем просто. Так мы тогда думали, что быстро дойти у нас не получится. А на самом деле мы дошли когда еще было темно и холодно. Наверное, неплохо шли. Это место, казалось, продували все на свете ветра. И это на высоте пять тысяч триста метров. Не хотелось замерзнуть и потому решили отправиться как можно скорее на вершину. И вот одна из моих попутчиц призналась, что сильно замерзла и совсем не чувствует ногу. К счастью, тогда в наших аптечках были все необходимые вещи. Примерно через пятнадцать минут нога пришла в порядок. И вот мы уже продолжили идти к своей цели. Наши вещи остались на седловине. Поднимались примерно два часа, не меньше. Уже начала ощущаться нехватка кислорода. Так приходилось через каждый пару шагов останавливаться. Нам удалось дойти к самой верхней точки. И вот мы наконец на вершине! Наконец мы достигли своей цели. Часто спрашивают у восходителя что он чувствует пребывая на самой вершине горы. Так вот хочу сказать, что в те минуты я, кажется, не чувствовал ничего, кроме бешеной усталости и облегчения. Облегчение было от того, что понимал, больше не нужно преодолевать и куда-то торопится. Уже все сделано и я победитель. Это, конечно же, не могло не радовать. Вместе с тем открывшийся предо мною вид просто-таки завораживал и было огромнейшее желание оставаться здесь как можно дольше, чтобы эта невероятная красота осталась в памяти. Одна из легенд говорит про то, что именно с вершины Эльбруса возможно увидеть рай. Это зрелище настолько невероятное, что после него уже нет желания смотреть на все остальное, земное. Разумеется, тогда я не смог удержаться и принялся хоть и уставший фотографировать все подряд. Тогда на вершине мы были одни. И понятно почему. В это время (а было действительно очень рано) восходители только подходят к седловине.
Так мы некоторое время наслаждались окружающей нас красотой, а потом пошли вниз. Тогда, помню, я очень хотел пить и потому уже представлял как открываю термос с чай и наслаждаюсь его невероятным вкусом. Как только были возле наших вещей, тотчас устроили перекус. По дороге много говорили про наше восхождение. Тогда впервые за все время на моих глазах заблестели слезы. Эмоции просто били через край. Я так давно про это мечтал. Иногда даже были сомнения и казалось, что я не смогу достичь своей цели. Но я таки смог это сделать. И вот у меня гид спрашивает будем ли идти на восточную вершину. Он интересовался чувствую ли я в себе силы. Все дружно ответили, что силы еще есть. Однако сказали об этом как-то неуверенно. На самом деле я думал, что не смогу преодолеть новое восхождение. Так усталость давала про себя знать все больше и больше. Казалось, мои силы действительно на исходе. Но все же я продолжал идти. А двое моих попутчиков и вовсе шли словно заведенные. Было ощущение, что они совершенно не устают. И откуда у них берутся силы. Для меня лично это было большой загадкой. Я смотрел на этих мужественных людей и не имел права сдаваться. В противном случае я признаю свою слабость. Так я шел, просто шел и старался как можно меньше думать. На самой вершине мы были примерно около полудня. Все тогда шли немного с опережением графика. Оказалось, что там мы были не одни. Люди потихоньку подходили. Нас поздравляли с восхождением и спрашивали про другую вершину, на которой им еще не приходилось бывать. Многие приходили с юга. Нам же туда предстоял длинный путь. Потом мы узнали про то, что на скалах Ленца упал вертолет. И вот пришло время спускаться. Все, что было нужно, мы сделали. И тогда мы думали, что все самое сложное осталось позади. Но это, как выяснилось позже, обычая ошибка. Мы взяли свои рюкзаки. Тогда они нам казались нереально тяжелыми. Тогда мы спускались каждый в своем темпе. Нам нужно было идти в сторону «Бочек». Там у нас по плану была ночевка. Этот спуск, наверное, не смогу забыть уже никогда. Так прошли «Косую полку». Где-то очень далеко можно было увидеть и скалы Пастухова. И снова у меня начались какие-то галлюцинации. Снова как будто я иду, а скалы стоят на месте. Тогда мне очень хотелось пить, но воды нигде не было.
Да, скажу, спуск был непростым, но и он нами был преодолен. В итоге мы таки благополучно спустились. Потом было прощание и дорога домой. Такая дорога всегда невероятно желанная.
Comments are closed